Заболевание плодовых культур, происхождением из Северной Америки и известное под названием бактериальный ожог плодовых, отмечается чрезвычайно высокой вредительностью. Развитие болезни на восприимчивых растениях, к которым относятся груша, айва, яблоня и некоторые декоративные культуры, приводит к резкому снижению урожайности и общему ослаблению деревьев, вследствие чего снижается их устойчивость к поражению другими болезнями и воздействию неблагоприятного климата. У сортов с высокой чувствительностью и под воздействием благоприятных для развития патогена внешних условий может наблюдаться отмирание значительной части кроны и даже гибель деревьев.
До недавнего времени считалось, что бактериальный ожог отсутствует на территории России. Однако в конце 90-х гг. карантинная служба выявила очаги этой болезни в некоторых областях России.
Существует угроза распространения опасной болезни в плодовых насаждениях, поэтому следует принять меры, которые предотвратят распространение возбудителя, а также позволят снизить вредоносность бактериального ожога в уже существующих ячейках. Для своевременного выявления заболевания нужны фитосанитарные обследования насаждений, в первую очередь садов, заложенных восприимчивыми сортами и с использованием низкорослых подвоев (айва, яблоня М9, М26, М27). В обследованиях также нуждаются прилегающие к садам лесополосы и парковые посадки, в состав которых входят растения боярышника или кизильника, которые могут быть резерваторами инфекции.
Обследуя насаждения, следует обращать внимание на внезапное увядание и почернение соцветий завязей, которое сопровождается появлением капель бактериального экссудата, на отмирание верхушек однолетнего прироста, в результате которого формируется характерный изгиб верхушки побега. В случае выявления больных деревьев их выкорчевывают и сжигают.
Дезинфекция во время обрезки
Снизить вредоносность болезни в уже существующих очагах и предотвратить увеличение площади пораженных садов можно. Для этого следует применить систему соответствующих мероприятий. В первую очередь следует исключить возможность распространения возбудителя болезни во время обрезки и прививки деревьев. Во время таких работ инструмент следует обязательно дезинфицировать растворами, токсичными для патогена (гипохлорит натрия, метанол). Материал для прививки должен проходить обязательную лабораторную проверку на отсутствие возбудителя болезни. Для закладки насаждений следует использовать сорта и подвои, которые проявили устойчивость к бактериальному ожогу.
Химическая и биологическая защиты сада
Поскольку активное распространение болезни в насаждениях наблюдается весной, в период цветения плодовых культур, продуманная система химической защиты позволит снизить уровень поражения генеративных органов растений и предотвратить потери урожая от повреждения болезнью завязей. Среди известных средств химической защиты плодовых от бактериозов лучшую эффективность против бактериального ожога показали медьсодержащие соединения — хлорокись меди, бордосская и бургундская жидкости, возможно также применение фунгицидов на основе соединений меди. Однако чрезмерное применение этих препаратов приводит к снижению товарного качества плодов из-за образования на их поверхности оржавления. В свое время в США и Канаде для контроля бактериального ожога широко применялись антибиотики, в частности стрептомицин и террамицин, но впоследствии это привело к возникновению штаммов бактерий, устойчивых к антибиотикам. Значительный интерес представляет использование явления антагонизма бактерий. Антибиотическое вещество, которое продуцирует штамм Eh318 бактерии Erwinia herbicola (синоним Pantoea agglomerans) в лабораторном опыте замедляет рост колоний возбудителя бактериального ожога, а в полевых условиях подавляет развитие болезни. Антагонистическое действие было обнаружено также у бактерий Pseudomonas fluorescens, на основе которых в США выпускают средство биологической защиты против бактериального ожога. Исследования, выполненные в очаге поражения болезнью на территории России, показывают, что бактерии Pantoea agglomerans способны использовать как питательный субстрат экссудат бактериального ожога, снижая при этом его инфицирующую способность. Учитывая, что именно образование экссудата является основным фактором распространения инфекции от больных деревьев к здоровым, применением бактерий Pantoea agglomerans в период появления экссудата на соцветиях и завязях можно предотвратить распространение болезни и снизить ее вредоносность.
Для уменьшения потенциальных источников распространения инфекции обрезают пораженные части растений, особенно ветки с язвами, в которых происходит перезимовка возбудителя болезни. Как дезинфекционные вещества во время обрезки используют 70%-й раствор денатурированного метанола или 10%-й раствор гипохлорита натрия. Недостатком этих препаратов является то, что они вызывают коррозию металлического инструмента. Срезы ветвей обрабатывают 20%-м раствором хлористого цинка, после чего замазывают садовым варом.
Насекомые-переносчики
Весьма действенным мероприятием является борьба с насекомыми — переносчиками инфекции, к которым относятся практически все виды вредителей плодовых культур. В России самыми опасными переносчиками возбудителя бактериального ожога является листоблошка Psylla pyri, тля и листовертка. Исследования показали, что заселение деревьев листоблошкой приводит к увеличению площади поражения кроны бактериальным ожогом и в 2-2,5 раза увеличивает вредоносность болезни, также это приводит к быстрому переносу инфекции с одного дерева на другое. Поэтому борьба с этим вредителем имеет первостепенное значение для предотвращения расширения площади поражения насаждений бактериальным ожогом. Насекомые-опылители также могут переносить патогенные бактерии, поэтому перевозку ульев для опыления садов нужно ограничить. В крайнем случае, пчел следует выдерживать в несколько-суточном карантине.
Агротехника
В определенной степени вредоносность болезни возможно снизить благодаря продуманным агротехническим мероприятиям. Избыток азотного питания приводит к более интенсивному развитию бактериального ожога, так как вызывает усиленный рост зеленых побегов, которые являются наиболее восприимчивыми к этой болезни. По этой же причине не стоит применять как почвопокровные азотфиксирующие растения, такие как клевер и люцерна, поскольку в этом случае трудно контролировать содержание азота в почве. По некоторым данным, интенсивность развития бактериального ожога плодовых может зависеть от кислотности почвы и содержания в ней кальция. К усиленному росту побегов может привести также чрезмерное увлажнение или омолаживающая обрезка деревьев. Применение регуляторов роста растений (ингибиторов синтеза гибереловой кислоты) снижает интенсивность роста побегов, что в определенной степени повышает устойчивость растений к бактериальному ожогу.
Отдельно каждый из перечисленных факторов не так существенно влияет на интенсивность развития бактериального ожога, чтобы можно было ограничиться лишь отдельными мероприятиями. Однако совместное применение средств борьбы как с самой болезнью, так и с ее переносчиками и предотвращение распространения возбудителя позволит защитить плодовые насаждения России и снизить до минимума возможные убытки.